страничка тифлопедагога

Средняя  группа

Тифлопедагог  проводит следующие занятия:  коррекция зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка,  развитие осязания и мелкой моторики рук.


Основные направления работы


Коррекция зрительного восприятия

Развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.

Уметь использовать эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная формы).

Знать, называть и сличать величину предметов путем наложения и приложения. Учить определять и словесно обозначать: большой, маленький, меньший, высокий, ниже, низенький, толстый, тоненький.

Различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества движения (быстро, медленно). Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, величине, цвету).

Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами. Учить пользоваться при рассматривании оптическими средствами коррекции: лупами, биноклями.

Ориентировка в пространстве

Закреплять знание частей своего тела, учить различать их и правильно называть, соотносить с частями тела других детей, куклы.

Показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчеты от себя: направо- налево, вверх-вниз, вперед-назад. Находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа- слева, вверху- снизу, впереди -сзади). Познакомить с понятиями: далеко, близко. Учить определять расположение игрушек, предметов, других детей )далеко и близко по отношению от себя).Продолжать ориентироваться в групповых помещениях, учить самостоятельно находить в помещении группы окна и двери; правильно открывать и закрывать двери; самостоятельно находить свое место за столом, кровать в спальне и .т.д.

Развивать умение правильно подниматься и спускаться по лестнице (держаться за перила, ставить одну ногу на одну ступеньку, а другую ногу- на следующую, смотреть под ноги). Учить различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки, голоса детей, воспитателей и.т.д. Узнавать с помощью зрения и осязания форму игрушек и окружающих предметов, выявлять признаки предметов по характеру поверхности (гладкая, шероховатая, ворсистая и.т.д.). Обращать внимание на запахи, присущие различным предметам (комнатные растения, овощи, фрукты), помещениям (кабинет врача, кухня и.т.д.).

Дать начальные навыки микроориентировки (на поверхности листа бумаги). Учить определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа. Брать предметы рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и снизу, посередине.

Социально – бытовая ориентировка

Учить понимать назначение предметов, различать и называть существенные детали предметов (у стула-ножки, спинка, сиденье и.т.д.). Учить группировать сходные предметы по форме, цвету, материалу, назначению, по наличию или отсутствию каких-то особенностей у двух близких предметов. Учить понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда. Совершенствовать умение устанавливать связи между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан (валенки –из шерсти для тепла). Знакомить с помещениями детского сада, поведением в различных помещениях, в зависимости от назначения. Совершенствовать умение ориентироваться в помещение и на участке детского сада.

Упражнять в действиях с предметным миром, раскрывая функциональные возможности организма: зубы надо беречь, мыть, чистить; лицо д.б. чистым и.т.д. Уметь наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало. Учить называть пальцы на руке. Продолжать учить хорошим манерам поведения, общения. Учить наблюдать и радоваться  за других, помогать и сочувствовать тем, кому плохо, спешить на помощь другим. Учить просить помощи у других и не забывать благодарить за помощь.

Привлекать внимание к труду и занятиям взрослых, создавать условия для посильного участия детей в труде взрослых. Расширять знания о труде взрослых в детском саду, своих родителей. Воспитывать уважение к результатам труда взрослых, вызывая у детей желание подражать труду взрослых. Приобщать к уборке в помещениях детского сада и в процессе труда уточнять детские представления об орудиях труда, их назначении, хранения, использования.

Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения. Учить различать и называть легковые и грузовые машины, автобус, трамвай, поезд и.т.д., формировать представления о том, в грузовых машинах возят груз, в общественном транспорте ездят люди. Учить выделять, называть части грузового автомобиля. Понимать, что машины ездят по проезжей части улицы, люди ходят про тротуару. Наблюдать за светофором, знать очередность включения цветов и понимать назначение цветовых сигналов.

Развитие мелкой моторики рук

Учить различать свойства поверхности предметов. Освоение разных видов движения как приемов рисования (движения по прямой, в различных направлениях, по кругу).
Занятия с нитями. Наматывание клубков. Работа с бумагой. Сгибание листа пополам. Работа с фольгой. Разглаживание смятой фольги (ладонями, отдельными пальцами). Работа с палочками. Составление простых фигур из счетных палочек по образцу.







Младшая  группа

Тифлопедагог  проводит следующие занятия:  коррекция зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка,  развитие осязания и мелкой моторики рук.


Тема

Основные направления работы


Коррекция зрительного восприятия

Цвет
Различать и называть основные цвета (крас., жел., зел., син., кор., чер.); соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов. Учить находить предметы, геометрические фигуры определенного цвета в окружающем мире.


Форма
Различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал). Соотносить форму плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д). Учить находить предметы, геометрические фигуры определенной формы в окружающем мире.


Величина
Различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой- маленький), зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т.д.).  Учить находить предметы, геометрические фигуры определенной величины в окружающем мире.


Зрительное внимание, память
Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами.


Ориентировка в пространстве

Восприятие пространства
Ориентировка в групповой комнате (дать представления о расположении игрушек, кукольной мебели в в игровом уголке; учить находить свое место за столом); в спальне (находить свою кровать); в раздевалке (находить свой шкафчик для одежды); в туалетной комнате (находить свой шкафчик с полотенцем и туалетными принадлежностями).

Ориентировка на себе
Различать и называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом. Дать представления о пространственном расположении частей тела: голова вверху, ноги внизу; одна рука правая, другая левая; грудь впереди, а спина сзади, и т.д.


Ориентировка с помощью сохранных анализаторов
Ориентировка с привлечением осязания, слуха, обоняния (звуки, запахи, поверхность предметов).




Социально – бытовая ориентировка

Предметные представления
Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения). Подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению. Устанавливать различая предметов по величине, структуре материала (большой- маленький, твердый - мягкий), различия между частью и целым (матрешка, разрезные картинки); называть действия с предметами и материалом, различать и называть противоположные действия (одеться-раздеться, стоять-сидеть, расстегнуть –застегнуть). Учить пониманию слов: посуда, одежда, книги, мебель и др. Знакомить с помещениями детского сада, их назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением.  Знать, где что можно делать, чем заниматься, где хранятся предметы быта, игрушки, одежда, обувь и т.д.

Представления о самом себе
Упражнять в назывании своего имени, фамилии. Упражнять в игре с зеркалом (наблюдать за собой, видеть и называть цвет глаз, волос, детали прически: бантик, косичка). Учить красиво улыбаться, говорить ласковые слова, следить за своим отображением и понимать мимику. Учить красивыми манерам общения с окружающими, вызывать детей на сопереживание и сочувствие к окружающим людям, животным и растениям.

Приобщение к труду взрослых
Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста. Воспитывать желание помогать им. Выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду, пол, окна, меняет полотенца; повар варит суп, жарит картофель, котлеты, печет пирожки). Уметь благодарить взрослых за заботу  о детях. Упражнять в посильной помощи взрослым: принести, подать, подержать, убрать на место.

Наблюдения на улице
Наблюдения за людьми, их поведением на улице. Наблюдение за движением машин. Обучение ходьбе по тротуару парами. Дать детям понятие о том, что, когда едут машины, люди стоят и ждут. Наблюдение за огнями светофоров, научить называть их: кр., жел., зел.  Выделять звуки на улице, ориентироваться на них, учить подражать этим звукам в процессе наблюдения, в игре.

Развитие осязания и мелкой моторики рук

Развитие осязания
Умение выделять признаки предметов по структуре поверхности, отличать деревянную от металлической поверхностей на осязание и т.д. Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов (гладкий, шершавый, мягкий, теплый).



Развитие ММР
Обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных движений руки и пальцев. Обучение приемам обследования предметов и их изображения и т.д. выделение сенсорных эталонов формы: учить различать с помощью осязания геометрические фигуры (круг-шар, квадрат-куб) и находить эти формы в окружающих предметах. Конструирование: знакомство с деталями различных конструкторов и их назначением; подбор деталей по форме, размеру с помощью наложения и приложения. Лепка: Обучение приемам разминания глины, лепка палочек и колбасок при раскатывании глины между ладонями рук и пальцами, лепка колечек и шариков. Мозаика: знакомство с рабочим полем, видами фишками, выкладывание горизонтальных и вертикальных лини, орнаментов. Работа с палочками: вынимание палочек из коробочки ( по 1, 2,3 и т.д.) попеременно правой и левой рукам, перекладывание палочек из одной коробки в другую, составление из палочек геометрических фигур по образцу и по памяти.


























Подготовительная группа

Тифлопедагог  проводит следующие занятия:  коррекция зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка,  развитие осязания и мелкой моторики рук.

Тема
Основные направления работы

Коррекция зрительного восприятия

Цвет
Знать основные цвета и оттенки; правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов.

Форма
Учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры (два треугольника – ромб, треугольник и квадрат – пятиугольник). Создавать из вырезанных геометрических фигур шахматную доску, узор, коврик.

Величина
Учить замечать величину реальных предметов; зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов; проводить размеры с помощью условных мер; сличать размеры разных предметов. Называть в процессе наблюдения близкие и дальние, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты.

Зрительное внимание, память
Учить детей выделять различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания. Учить детей анализу формы предметов соответственно эталонам ( у яблока форма м.б. круглой и овальной, вверху у него ямка и внизу также углубление). Упражнять в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по отдельным признакам

Ориентировка в пространстве

Восприятие пространства
Развивать навыки ориентировки в пространстве, учить дифференцировать основные направления пространства: словесно обозначать их соответствующими терминами (справа –слева). Развивать умение определять форму окружающих предметов, соотносить ее

Ориентировка на себе
Закреплять умения ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей свое тела. Сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего напротив ребенка.

Ориентировка на микропространстве
Развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, стола. Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства 9сверху вниз, справа налево, в правом верхнем углу).

Ориентировка относительно себя
Учить детей определять направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них ( в 2, 3, 4-х, 5-ти метрах). Определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке ( стол стоит у окна, картина висит на стене); Развивать умение определять стороны (части) игрушек и окружающих предметов, использовать в речи термины- передняя- задняя, верхняя- нижняя, правая- левая. 

Ориентировка по схеме
Учить составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета врача, до музыкального зала; Учить передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути. Словесно обозначать направления, начерченные на схеме. Составлять простейшие схемы пространства ( размещение игрушек на поверхности стола, в шкафу). Располагать и находить предметы в реальном пространстве, ориентируясь по схеме.

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов
Закреплять и совершенствовать умения передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направление движения. Продолжать учить различать звуки и запахи в окружающем пространстве; цветовые, световые, звуковые ориентиры. Закреплять и развивать умение различать пространственные признаки предметов и пространственное отношение между ними с помощью зрения и осязания. Совершенствовать ориентировку с помощью всей сенсорной сферы ребенка (нарушения зрения, слуха, осязания, обоняния0.

Социально – бытовая ориентировка
Предметные представления
Учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния). Учит описывать основные признаки предмета, знать его назначение, правила использования, хранения. Продолжать учить правильно называть существенные признаки и особенности окружающих предметов. Понимать связь между назначением, строением, материалом, из которого сделаны  предметы. Учить группировать, обобщать по признакам предметов ( продукты, мебель, одежда), понимать обобщающее значение слов. Знать предметы быта, техники и уметь ими пользоваться. Иметь представления о правилах безопасного использования бытовой техники. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Учить любоваться растениями, животными, красотой окружающей природы. Учить правильно вести себя в природе: не загрязнять мест отдыха, не ломать деревьев и кустов, не рвать растения, бережно относиться к животным. 

Представления о самом себе и окружающих людях
Формировать представление о человеческом облике: мимика, жесты, походка, осанка, голос, речь, проявление эмоций. Понимать положительные и отрицательные стороны в поведении окружающих людей (доброжелательность, заботливость, внимательность, дисциплинированность). Учить правильно пользоваться неполноценным зрением там, где оно дает точною информацию, или же использовать сохранные анализаторы.

Приобщение к труду взрослых
Формировать представления о содержании труда, названиях профессий, цели работы, материалах, оборудовании, орудиях труда и инструментах, трудовых действиях и их последовательности,  значение. Дать представление о некоторых видах труда: рабочие трудиться в шахтах, на заводах, фабриках; добывают уголь, создают машины, мебель, продукты питания, шьют одежду.

Наблюдения на улице
Закреплять представления о многообразии специального транспорта, его оборудованиями и механизмами и устройствами для выполнения определенного вида работ (пожарная, поливная, снегоочистительная). Закреплять умение группировать, сравнивать разные виды транспорта (наземный, водный, воздушный), по назначению ( пассажирский, грузовой, специальный). Учить правилам дорожного движения. Уточнить знания детей от разделение проезжей части осевой линией, дорожных знаках. Упражнять в соблюдении правил дорожного движения пешеходов на улице. Развивать ориентировку на улице с использованием сохранных анализаторов.

Ознакомление с явлениями общественной жизни
Воспитывать уважение к Государственному гербу, флагу, гимну России. Называет столицу нашего государства. Называет свой город, поселок, село. Воспитывать интерес и любовь к произведениям великих поэтов, композиторов, художников, желание разучивать стихи, песни, любоваться живописью.

Развитие осязания и мелкой моторики рук

Развитие осязания
Закреплять умение различать с помощью осязания геометрические фигуры (круг-шар, квадрат-куб, овал-эллипсоид, треугольник-призма, прямоугольник-параллелепипед) и находить эти формы в окружающих предметах; закреплять умение различать свойства поверхности предметов ( гладкая- шероховатая, мягкая- твердая, теплая- холодная), определять в окружающих предметах (поверхности стен, дверей, пола), находить разницу металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях; закреплять умение различать величину предметов, сравнение предметов осязательным путем- наложение плоскостных предметов, измерение с помощью действий пальцев, с использованием условных мерок (палец, рука ) ; закреплять умение классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам (все круглые, жесткие, мягкие, холодные, теплые, колючие); Закреплять умение выделять стороны листа, стола, углы, середину; закреплять умение размещать предметы по образцу и словесному указанию; Закреплять умение обследовать себя, сверстников и взрослых, выделяя форму, строение тела, характерные признаки и особенности тела (голова шарообразная, покатые или круглые плечи, худые руки, ноги, волосы жесткие, кудрявые, длинные, короткие).

Развитие ММР
Мозаика. Выкладывание горизонтальных и вертикальных линий, орнаментов, отдельных предметов и композиций из них (по образцу и по памяти). Работа с бумагой. Ознакомление с различными сортами бумаги (промокательная, салфеточная, газетная, туалетная, тетрадная, альбомная), сгибание листа бумаги по различным направлениям, обрывание листа по сгибу, обрывание бумаги по контуру рельефных рисунков предметов, составление из низ композиций накладыванием на контрастный фон. Работа с фольгой. Разглаживание смятой фольги (ладонями, отдельными пальцами). Занятия с нитями. Наматывание клубков, связывание нитей, распутывание узлов, плетение ( макраме). Работа с книгой. Перелистывание страниц, нахождение на странице начала текста, конца и абзацев. Работа по развитию тонкой координации движений для плоского письма. Проведение линий сверху вниз, слева направо, справа налево, наклонно, по кругу. Обведение трафаретов, соединение точек в заданном порядке, штриховка, раскрашивание контурных рисунков, не выходя за границы контуров.
















   


Старшая группа

Тема
Основные направления работы
Коррекция зрительного восприятия

Цвет
Закреплять умение различать и называть основные цвета спектра (кр., ор,. ж.,, з,. г., син., ф., кор., ч.) различной насыщенности.
Учить различать до 7 оттенков основных цветов.

Форма
Учить различать и называть: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, куб, конус , цилиндр.
Учить соотносить плоскостные и объемные формы.
Учить соотносить эталон формы и формы предметного изображения.
Учить различать близкие формы.

Величина
Закреплять умение словесно обозначать параметры величины (понимание, называние).
Закреплять умение соотносить 2-3 разных объекта, одинаковые по длине, высоте, ширине или толщине, расположенные в реальном пространстве.
Сериация по величине (5-7 величин с незначительным разностным порогом).

Зрительное внимание, память
Развивать зрительную память (до 7-8 объектов).
Закреплять умение различать, называть и сравнивать изображение предметов с реальными предметами, выделяя более 2-х признаков.
Закреплять умение работать с контурными и силуэтными изображениями.

Ориентировка в пространстве

Восприятие пространства
Учить понимать и использовать пространственные предлоги и наречия.
Учить выполнять действия по словесной инструкции педагога.
Макроориентировка: учить давать зрительную оценку удаленности предмета
Микроориентировка: верх, вниз, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу вверх, слева направо и в разных направлениях.

Ориентировка на себе
Закреплять знание частей тела и их пространственного расположения.
Нахождение и показ частей тела по словесной инструкции.
Проговаривание пространственного расположения частей тела.

Восприятие сложной формы
Учить анализу и конструированию образца из геометрических форм (6-7 деталей и дополнительные элементы).
Закреплять умение составлять целое из частей предметного изображения (6 частей, разрез по горизонтали и вертикали).

Ориентировка относительно себя
Учить пространственные понятия и термины.
Развивать ориентировку по памяти, ориентируясь на пространственные признаки помещения.

Ориентировка по схеме
Учить соотносить расположение предметов  в реальном пространстве со схемой.
Учить моделировать простейшие пространственные отношения из строительного материала, геометрических фигур.

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов
Учить определять направление (место) звучания предмета.
Учить определять принадлежность запаха.

Социально – бытовая ориентировка

Предметные представления
Закреплять знания свойств и признаков предметов.
Учить группировать предметы по признакам, назначению.
Учить пониманию обобщающих слов.

Ребенку о нем самом
Закреплять знание частей тела, их назначение и функциональных возможностей организма.
Закреплять знания санитарно – гигиенических навыков.

Сюжетное изображение
Объем восприятия.
Учить установлению причинно – следственных связей.
Учить восприятию перспективы.

Развитие осязания и мелкой моторики рук

Развитие осязания
Закреплять умение классифицировать предметы в группы по осязательным признакам.
Закреплять знания о сенсорных эталонах осязательных признаков.
Обучать соблюдению последовательности при обследовании предметов.

Развитие ММР
Скоординированные движения обоих рук.
Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук.
Развивать ручную умелость.


Комментариев нет:

Отправить комментарий