Понимает названия цветов: "Дай
красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную
инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар")
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-7 лет)
Взрослому о ребенке
К пяти годам у ребенка появляется способность представлять себе и
удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему
представлять себе прошлое и будущее, выстраивать представления о росте и
развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи,
приготовлении блюда и т. п.
Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, как
он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как
спал. Логические выяснения подробностей своей биографии приводит к вопросу
«Откуда я взялся?». Именно в этом возрасте разумно планировать работу по
знакомству ребенка с его семейным (генеалогическим) деревом. Имен но в этом
возрасте у некоторых детей возникает вопрос, что значит умереть, и появляется
страх смерти. Многие дети боятся не столько того, что они сами могут умереть,
сколько смерти своих близких. Как мы видим, детей волнуют важнейшие вопросы
жизни. Однако, в отличие от непосредственных трехлеток, они уже умеют
сдерживать свои чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им очень
нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы. Но это
должно происходить в спокойной обстановке и индивидуально. Выделяйте свободное время
для того, чтобы выслушить каждого ребенка, поговорить с ним «о жизни»,
выяснить, какие проблемы волнуют его ум и душу.
Пятилетний возраст — возраст идентификации ребенком себя со взрослыми
того же пола. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики — мужчин. Это
подходящий возраст для того, что бы приучать детей к традиционным видам
мужского и женского бытового труда: мальчик с удовольствием будет помогать папе
в гараже или при вскапывании огорода, девочка — маме на кухне или в саду в
посадке и прополке. Отметим, что раньше дети после пяти лет нередко оставались
следить за более маленькими братьями и сестрами, заботились о них и
рассматривались старшими уже как помощники по хозяйству. Если до этого возраста
дети обоих полов ходили в одинаковых рубахах, то теперь мальчики надевали штаны
с рубахой, а девочки — сарафаны.
Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также
женщины-педагоги видели и подчеркивали их мужское начало, видели в них опору,
защитников и помощников, девочки нуждаются во внимании и заботе, похвале со
стороны отцов и дедушек, а также педагогов-мужчин.
Пятилетние дети влюбчивы, причем объектом влюбленности может стать
человек любого возраста. Дети очень
ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует
необычайно деликатно. Девочке может
сильно понравиться друг ее отца или сосед-старшеклассник. Испытываемые
терзания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы
с силой первой влюбленности у подростков. Вместе с влюбленностью приходит и
ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочки
наоборот.
Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то
в пять лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на
взаимоотношения людей. Пятилетки обладают прекрасным «чутьем» на реальное
отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неискренность и
перестают доверять человеку, который однажды проявил ее. Они чувствуют, когда
ими пытаются манипулировать, до сих пор взрослый был безоговорочным и
непререкаемым авторитетом. В пять лет появляется критичность в оценке ребенком
взрослого.
В ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью, слушая сказки, имея
возможность смотреть взрослые фильмы, дети активно строят образ себя в будущем и
модель своей взрослой жизни.
Мышление ребенка после пяти лет отличает способность удерживать в
представлении уже не отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных
событий. На этой основе формируются представления об изменениях признаков
предметов, а также их количества. дети могут оперировать количеством,
увеличивать и уменьшать его, правильно описывать эти ситуации на языке
математики как действия сложения и вычитания. Дети также получают представления
об обратимых и необратимых изменениях. (Так, наливание воды в стакан —
обратимое действие, а стрижка волос необратимое.)
Ребенок обретает способность оценивать сохранение количества в той или
иной ситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее
количество воды не меняется, а при отливании или доливании — уменьшается или
увеличивается.
Шестой год жизни знаменуется резким увеличением сложности
эмоциональной жизни ребенка и уходом ее с поверхности поведения в глубь его
души. Обретая способность контролировать свое поведение, ребенок теперь
способен также — пока, конечно, не полностью — регулировать проявления своих
чувств. В частности, теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои
чувства от других.
Поскольку сфера его интереса — взаимоотношения людей, он начинает
более тонко воспринимать нюансы их душевного состояния и отношения к нему и
друг к другу. Именно реальные отношения становятся главными источниками радости
и печали ребенка. Теперь ребенок «обливается слезами» в первую очередь не над
вымыслом, а в связи с размышлениями о том, нравится ли он мальчику или девочке,
с которыми хочет дружить (или в которых влюблен), любит ли его на самом деле
его мама или папа, добрали в действительности воспитательница и т. п. дети
могут плакать от жалости к бродячей собаке или нищему. Если до сих пор мы
говорили об эмоциональных состояниях, переживаниях, настроении, то теперь с
полным правом можно сказать, что у ребенка появляются устойчивые чувства и
отношения.
Внутренняя, душевная жизнь ребенка претерпела огромные изменения по
сравнению с двухлетним возрастом. Теперь состояния организма не определяют
полностью душевное состояние ребенка. Напротив, он может получать удовольствие
и чувствовать гордость от преодоления физических трудностей: «Я ушибся, но не
плакал», «Мне было страшно, но я же не трус!» (то есть не изменил свои
намерения и поведение под влиянием этой эмоции).
Осваивая новые сферы деятельности, требующие произвольного контроля
поведения, дети учатся, и владеть своими эмоциями. Яркий пример — освоение игр
с правилами. Для пятилетнего ребенка
главная трудность — научиться подчинять свое поведение общему правилу в
ситуации, когда он проиграл. Он также постепенно учится не реагировать
негативными эмоциями на ситуацию проигрыша.
Для ряда детей, сильно ориентированных на успех именно в деятельности, а
не на систему отношений со сверстниками, это трудная задача. Им тяжело
смириться с проигрышем. Умение эмоционально адекватно реагировать в такой
ситуации — важное психологическое приобретение на шестом году жизни.
К числу источников положительных эмоций у некоторых детей добавляется
радость познания и преодоления трудностей при решении задач. Удовольствие от
преодоления интеллектуальных трудностей сродни гордости от преодоления
физических трудностей. Можно сказать, что по главному источнику положительных
эмоций дети в этом возрасте как бы делятся на «героев», «интеллектуалов»,
«исследователей», «эстетов».
На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких
эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети
чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный
восторг от созерцания яркого пейзажа — поля одуванчиков весной, ослепительной
белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки,
балетного спектакля. Важно создавать условия, в которых дети будут получать эти
яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления. Многие исследователи
склонны считать, что именно яркие картины, увиденные в детстве и запечатленные
в сознании человека, создают эмоциональное, теплое переживание чувства Родины.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
•
Закреплять у детей осознанное от ношение к
режиму дня и культурно- гигиеническим нормам и правилам. Повышать требования к
качеству самостоятельно выполненных детьми культурно-гигиенических действий.
Развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены.
Использовать комплекс средств закаливания в разном их сочетании. Вырабатывать
устойчивую привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности.
Углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние
своего здоровья и окружающих.
•
Учить детей играть в ИГРЫ с правилами
(настольные, настольно-печатные, подвижные, спортивные, хороводные). Предлагать
задания в тетрадях на печатной основе. Вводить задания, требующие воспроизвести
образец (в конструировании, физкультурных упражнениях, спортивных играх).
Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одно временной
похвалой и признанием его усилий и указанием возможных путей и способов
совершенствования продукта.
•
Спокойно реагировать на неуспех ребенка и
предлагать несколько вариантов исправления работы: от повторного исполнения
спустя некоторое время до доделывания и совершенствования отдельных ее деталей.
Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении
каким-либо новым видам деятельности: как у вас не сразу все получалось, но
через некоторое время упорных усилий результаты улучшились. Использовать в
работе пословицы и поговорки типа «Терпенье и труд все перетрут», «Не ошибается
только тот, кто ничего не делает» и др.
•
Рассказывать детям о школе, водить их на
экскурсии. Знакомить с учителями, классами, местами отдыха.
•
Предлагать детям учебные задачи. Постепенно
вводить правила поведения на занятии (только на занятиях интеллектуально -
познавательного цикла и только в первую половину дня): отвечать по одному,
показывать свою готовность ответить поднятием руки.
•
Продолжать обучать элементам техники выполнения
сложно координированных видов движений. Целенаправленно развивать мелкую
моторику.
•
Повышать уровень произвольности действий детей.
•
Создавать условия для развития двигательного
творчества. Формировать у детей культуру движений. Развивать интерес к событиям
физкультурной и спортивной жизни страны.
•
Формировать мотивацию и предпосылки к обучению.
•
Расширять
запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению
(синонимов). Поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного
выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания. Учить понимать обобщенное
значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи. Познакомить с
многозначными словами и словами-омонимами. Работать над лексическим значением
слов.
•
Совершенствовать и уточнять грамматический строй
речи. Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа
существительных трудных форм (улей—ульев, пень—пней, лоб—лбов, карась— карасей
и т.п.). Упражнять в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе,
какао, пианино, метро, кенгуру и т. п.). Совершенствовать способность детей
образовывать сравнительную степень прилагательных (веселый—веселее,
добрый—добрее и т. п.). Познакомить (на уровне языкового чутья) с различными
способами словообразования в русском языке. Упражнять в составлении и
использовании сложных конструкций предложений. Уточнять и совершенствовать
звуковую культуру речи. Закрепить произношение всех звуков русского языка.
Продолжить работу по формированию речевого слуха. Упражнять в подборе слов с
заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова). Упражнять в
умении определять последовательность звуков в слове; анализировать слоговую
структуру слова (количество и последовательность слогов в словах).
•
Осуществлять специальную подготовку к школе.
Учить детей общению со взрослым в формальной ситуации и в позициях
«учитель—ученик»: обращаться на «вы» и по имени и отчеству, пользоваться
вежливыми формами, ждать, пока взрослый освободится. Совершенствовать мелкую
моторику кисти руки детей. Развивать зрительно-двигательную координацию. Вести
занятия по формированию элементарных математических представлений,
познавательному развитию, подготовке к обучению грамоте; формировать начала
логического мышления формировать предпосылки трудовой деятельности.
•
Создавать условия для реализации интересов и
потребностей детей в различном по содержанию труде. Не принуждать детей к
участию в труде. Предлагать бытовой труд как совместную со взрослым
деятельность. Продолжать знакомить с профессиональным трудом взрослых, дать
детям представление о существующем в обществе обмене товарами и услугами.
Зависимость чувств, настроения людей от качества труда других. Поддерживать
чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами. Подчеркивать
его значимость для других.
•
Продолжать развивать интерес детей к
художественной литературе. Совершенствовать эстетическое восприятие
художественных произведений. Обращать внимание детей на
изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты,
сравнения). Помогать ребенку почувствовать красоту и выразительность языка
произведения, прививая чуткость к поэтическому слову. Совершенствовать
художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в
драматизациях произведений. Воспитывать у ребенка потребность рассматривать
книгу, беседовать по поводу ее содержания. Показать детям основные различия
между сказкой, рассказом, стихотворением.
•
Обогащать сознание детей новыми знаниями,
способствующими накоплению представлений о мире. Подвести детей к элементарному
осмыслению некоторых сложных понятий (время, знак, символ, знаковые системы;
социальные понятия — семья, родина и др.) через:
— знакомство
с некоторыми конкретными знаками (буква, цифра, дорожные знаки, нота и пр.) и
символами (например, символы государства);
— закрепление
и расширение полученных сведений о знаках, символах, знаковых системах через
практический опыт (расшифровка известных знаков, создание своих символов);
—
формирование у детей интереса к накопленному человечеством опыту постижения
времени через конкретные исторические факты;
—формирование
у детей личной заинтересованности, желания научиться разбираться во времени.
— показать
детям, что в основе социальных понятий (семья, родина) лежат особые отношения к
близким людям, к месту, где родился и живешь.
•
Начать формировать элементарные географические
представления в соответствии с возрастными возможностями (знакомство с глобусом
и физической картой мира, с различными природно-климатическими зонами, с
природными богатствами, со странами и народами).
•
Закрепить, уточнить и расширить ранее
сформированные представления детей о человеке и природе.
— расширить и
закрепить представления детей о разных видах деятельности людей; показать, что
рукотворный мир — это результат деятельности человека (через историю создания и
совершенствования рукотворных предметов и объектов);
— продолжить
формировать и закреплять гигиеническую культуру, правила личной безопасности на
основе знакомства с некоторыми анатомическими особенностями человека.
— продолжить
знакомство детей с жизнью животных и растений в разных условиях; расширять
представления детей об объектах и явлениях неживой природы;
— продолжить
упорядочивать накопленную и получаемую информацию о мире на доступном материале
(из жизни человека и природы), показать значение и роль причинно-следственных
связей в нашем мире;
— подвести
детей к осознанному раз делению животных на диких и домашних, растений на
культурные и дикорастущие;
— показать
взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы, времена года, их
ритмичность и цикличность, наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их
влияние на жизнь природы и человека. Способствовать становлению внутреннего
плана действий.
• Развивать
различные формы воображения (репродуктивное и продуктивное, абстрактное,
пространственное). Формировать начала логического мышления: совершенствовать
умение классифицировать и строить возрастающие и убывающие ряды по степени
признака; использовать обобщающие понятия; продолжать упорядоченные ряды,
находить закономерность построения ряда.
• Знакомить
детей с измерением и пересчетом как способами выражения количества через число.
Показать соответствующие измерительные приборы и инструменты и способы действия
с ними.
• Закреплять
геометрические представления детей.
• Учить
детей ориентироваться в пространстве и на плоскости.
• Формировать
начальные представления о времени (части суток, времена года, дни недели,
месяцы)
• Формировать
у детей уверенность в своих мыслительных и интеллектуальных способностях.
• Формировать
интерес к ним и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и
отношениями, которые несет в себе произведение искусства. Помочь детям с
помощью произведений изобразительного, народного, декоративно-прикладного
искусства почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они
раньше не замечали (сила человеческого духа, отношение к своей Родине, людям,
красоте хорошо знакомых вещей — овощей, фруктов, цветов, деревьев, природных
явлений и т. п.). Обращать внимание детей на средства выразительности, с
помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение
своих героев. Знакомить детей с творчеством местных поэтов, композиторов,
художников; по возможности проводить встречи с ними в детском саду. Активно
привлекать родителей к этой работе.
• Устраивать
для детей праздники, развлечения, вечера досуга, сюрпризы, кукольные спектакли,
концерты, еженедельно день радостных встреч и «Сладкий вечер».
• Учитывать
желания и намерения детей при планировании общей жизни. Обеспечить условия
(свободное время, место, материалы) для разнообразной содержательной
самостоятельной деятельности детей.
• Создавать
условия для расслабления и отдыха детей в течение дня.
• Регулярно
выводить детей за пределы детского сада на прогулки и экскурсии; по возможности
организовать посещение библиотеки, кинотеатра, театра.
• По
возможности создать условия для посещения детьми группы детского сада после
того, как они уйдут в школу.
• Формировать
доверие ребенка к взрослому.
• Учить
детей слушать друг друга. Находить свободное время для индивидуальных
разговоров с детьми о том, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений,
об их представлениях о том, кем и какими они станут, когда вырастут.
Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка. Уточнять его позицию
и взгляды. Не спешить с их корректировкой.
• По
приглашению детей участвовать в их играх на тех ролях, которые предлагают сами
дети.
• Формировать
у детей образ Я, включающий положительные моральные качества, желание ценить их
в себе и одновременное неприятие в себе противоположных качеств на материале
вымышленных рассказов о нем самом в разных ситуациях.
• Формировать
способность к правильному моральному выбору и тем самым к моральным поступкам.
• Создавать
эмоционально-положительный опыт участия в морально одобряемых действиях в
ситуациях, не требующих морального выбора: например, добровольной помощи
другим, выполнения интересных и полезных дел и т. п. Способствовать выработке у
ребенка эмоционально значимых критериев морального и неморального поведения.
• Формировать
критическую моральную самооценку.
• Создавать
опыт доверительного признания в отрицательных поступках значимому лицу или
вымышленному персонажу. Практиковать соотнесение с критериями и самооценку
своего воображаемого соблюдения или нарушения норм морали (вымышленные
ситуации). Формировать моральное сознание. Вызывать личное отношение к
соблюдению и нарушению норм морали. Знакомить детей с переживаниями тех, кто
столкнулся с нарушениями норм относительно себя.
• Поддерживать
соблюдение всех введенных ранее норм жизни группы.
• Закреплять
умение использовать нормативные способы разрешения конфликтных ситуаций:
устанавливать очередность в пользовании предметом, который нужен одновременно
нескольким детям, использование жребия при распределении привлекательных и
непривлекательных ролей в игре или обязанностей и т. п. Продолжать
содействовать осознанию детьми наличия у каждого члена группы положительных
черт.
• Избегать
ситуаций соревнования в коллективе детей. Создавать благоприятные ситуации для
сотрудничества в продуктивной деятельности, бытовом труде.
• Воспитывать
детей в духе уважения и интереса к различным культурам. При восприятии
произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального
искусства вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые попали в
беду.
• Оказывать
предельное внимание к возникающим у детей ситуациям дискомфорта, помогать
другим осознать суть происходящего и проявить сочувствие, поддержку или оказать
помощь.
• Создавать
условия для самостоятельной познавательной активности детей. Систематически
проводить познавательные практикумы (экспериментирование, опыты) и развлечения
(познавательные вечера «Сейчас узнаем», Праздник знаний). Создавать развивающую
предметную среду.
• Знакомить
с различными способами и источниками получения информации (книга, телевидение,
телескоп, микроскоп и др.), показать их роль и значение в жизни человека.
Начать формировать интерес к книге как источнику информации. Подбирать и читать
детям качественную познавательную литературу, а также занимательную и
художественную литературу с познавательным содержанием. Развивать экологическое
сознание на принципах равноценности всего живого. Объяснить особое место и роль
человека в системе природы.
• Формировать
чувство ответственности за судьбу нашей планеты, всего живого на ней.
Активизировать самостоятельную деятельность детей по сохранению, улучшению и
приумножению богатств окружающей природы.
• Создавать
условия для эстетического восприятия природы, показать величие природы
посредством разных видов искусства (живописи, литературы, музыки)
• формировать
бережное отношение к миру через развитие основ экологического воспитания.
• Дать
детям представление о нескольких культурах, отличающихся от родной. Обращать
внимание не только на отличия, но и на сходство ценностей этих культур.
• Поощрять
желания создать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на
полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит
кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
• Создавать
ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы; условия для слушания
музыки по выбору детей и по возможности в живом исполнении. Периодически
посещать с детьми культурные центры, музеи, выставки.
• Развивать
способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и
звуков природы. Показать детям красоту всех периодов суток — раннего утра,
светлого дня, вечерних сумерек и ночи; отдельных явлений и состояний природы;
ветра, дождя, неба в разные по году и сезоны и т. п.
• Продолжать
вызывать у детей возвышенное, трепетное отношение к природе, желание оберегать
и сохранять ее неповторимую красоту.
• Воспитывать
у детей уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу.
• Продолжать
учить детей пониманию содержания произведений народного искусства и выделять
средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам (пластика
формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит,
композиция).
• Продолжать
знакомить детей с произведениями изобразительного искусства разных видов.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
ОБЩАЯ
МОТОРИКА:
Хорошо
прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и
другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на
коньках.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ
КООРДИНАЦИЯ:
Аккуратно
вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к
картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по
образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ:
Использует
в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны
предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать
печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество
звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец
слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог,
слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие
согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Пишет
цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из
неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими
знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к
самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку
геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.
Ориентируется на листе бумаги.
Называет
дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ:
Особенности
памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой
картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте
ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван,
карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не
менее 4-5 слов.
Называет
свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
|
|
Этот блог создан для родителей, которым интересна жизнь своих детей в детском саду.
это интересно
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий